Пятница, 29-Мар-2024, 02:33
Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Апрель » 1 » Легенды и мифы станичной истории
Легенды и мифы станичной истории
23:29
В.Я. Онищенко,
доцент Академии маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ


История станицы Калининской жила в памяти народной, передавалась от поколения к поколению, оседала в семейных документах и архивах. В этих самобытных процессах накопления исторических знаний не было места мифам и легендам: семьи хранили память лишь о достоверных деяниях предков.

Не возникали мифы и в годы советской власти, когда связь поколений была разорвана, а традиционный жизненный уклад разрушен. Их не было, во-первых, потому, что выпавшие на долю большинства станичников тяжёлые испытания затмили их историческое прошлое. Во-вторых, история станицы, как и всей страны, замалчивалась, вытеснялась из памяти народной – вместе с царями, генерал-губернаторами, видными государственными деятелями, казачеством... Вместо этого на всех уровнях образования изучалась история правящей партии, её идеология, где не было места ни религии, ни казачеству, ни малой родине.

Уцелевшие после войн и репрессий казаки и казачки, другие жители станицы многое успели передать детям и внукам, память которых пронесла эти знания до конца ушедшего столетия, стала звеном в цепочке. Пробудилась она на волне начавшихся в стране демократических преобразований. Станичники в большинстве своём с энтузиазмом восприняли перестройку, проявили неподдельный интерес и к переменам, и к историческому прошлому своей станицы. Едва ли не стихийно начались сбор исторических сведений о станице, опросы старожилов о былых временах, поиск старинных фотографий.

Одной из находок стал снимок разрушенного, неизвестного современникам Покровского храма. Ещё один его снимок (иного ракурса) прислали с Урала репрессированные станичники… Самые сильные впечатления у станичных старожилов связаны с голодом 1933 г. Их воспоминания и рассказы подтолкнули обновлённую власть к увековечению памяти его жертв. В станице установлена скульптура скорбящей матери на братской могиле. Однако проект остался незавершённым, и скульптура до сих пор безымянна: не указано, кому она посвящена, кто они, сколько их… Такая же участь постигла и едва начатые дискуссии по возвращению станице исторического названия, и первые шаги по воссозданию её исторического прошлого.

Зато на центральной станичной площади вскоре появился новый памятник вождю мирового пролетариата. Установка в станице двух столь разноплановых скульптур вполне отражает динамику процессов, происходивших в то время в стране, на Кубани, в станице Калининской.

Новые демократические начинания были не только приостановлены, но и подвергнуты дискредитации. Противники перемен вместо исторической правды преподнесли станичникам букет легенд и мифов, обосновав их якобы найденными в архивах документами и ранее недоступной исторической литературой. Мифы оказались живучими и до сих пор кочуют по страницам СМИ, справочников, учебников.

Миф первый относится к предыстории станицы – касается унаследованного ею названия Поповичевского куреня. Без каких-либо научных обоснований название оказалось связанным с гетманом Иваном Самойловичем. Его, сына священника, часто называли «поповичем», якобы, от этого слова и пошло название куреня. Придумана даже и политическая подоплёка: согласно ей казаки уважали гетмана, поддерживали его в борьбе за гетманскую булаву и назвали они свой курень по закрепившемуся за ним прозвищу.

Появление этой легенды по времени совпало с началом дискуссий по возвращению населённым пунктам их исторических названий. Обычный приём противников таких действий: опорочить историческое имя, возвысить настоящее. Мол, станица носила имя даже не священника, а уничижительное прозвище его сына, поповича. Потому, дескать, её историческое название вовсе не Поповичевская, как писали Гоголь, Яворницкий [1], Щербина [2], а «Поповическая» без второй буквы «в». А вот название «Калининская» – и вполне благозвучное, и носит имя выдающегося коммуниста [3], пусть даже оскандалившегося участием в репрессиях народа, казачества.

Исторические факты, отражённые в литературе, архивных документах, свидетельствуют иное. Название Поповичевского куреня произошло от имени собственного – Попович, которое принадлежало либо населённому пункту – малой родине первых казаков куреня, либо его первому атаману. Точные данные считаются утраченными [1].

Никакого взаимодействия казаков этого куреня с гетманом Самойловичем не было и быть не могло. Во-первых, потому, что Запорожская Сечь была «внеправительственной» организацией, никому не подчинялась, а её отдельно взятые курени не вели и не могли вести самостоятельные политические интриги по избранию гетмана страны. В таких процессах участвовало Украинское казачье войско, но не Запорожское.

Во-вторых, Иван Самойлович гетманом был в 1674–1687 гг., а Поповичевский курень возник едва ли не на сотню лет раньше. Гетман действительно был попович – сын священника, но не его внук – поповический сын, как пишут современные СМИ, обосновывая этим название станицы без второй буквы «в»: Поповическая. Она была только Поповичевской, и это подтверждают не только документы ЗАГСа, выданные до 1957 г.: они есть почти в каждом станичном доме. Доступное всем доказательство – в гоголевском «Тарасе Бульбе»: Поповичевский (а не Поповический!) курень – участник событий 1640–1650 гг. В этом гениальном произведении Поповичевский курень упоминается дважды, и оба раза – рядом с Уманским куренём, что наводит на мысль о пророчестве: именно эти исторические названия доныне не возвращены кубанским станицам.

Гетман же Самойлович поддержкой запорожцев никогда не пользовался, имел репутацию интригана против Москвы и закончил жизнь в сибирской ссылке. Авторитетнейший запорожец Иван Дмитриевич Сирко в письме московскому царю, называя Самойловича «поповичем», пишет о нём: «Какому они мужику гетманство дали, он своих разоряет, да и разорять-то не умеет» [1, т. 2, с. 355]. Легендарный Иван Сирко был кошевым атаманом Сечи в 1660–1679 гг. Это при нём запорожцы писали знаменитое письмо турецкому султану – вспомним полотно Ильи Репина!

Увязать название Поповичевского куреня с гетманом-поповичем могли лишь, на наш взгляд, идеологически зависимые историки – в пику ненавистным им российским царям. Толчком для этого могло послужить созвучие имени и фамилии поповичевского куренного атамана в 1756 г. – Ивана Гетьмана с Иваном Самойловичем – гетманом Украины. Возможно, это созвучие кого-то и навело на мысль связать с гетманом название куреня.

Другой миф касается времени основания станицы: называются от 1793 по 1810 гг. Путаница возникает вследствие смешения событий, относящихся к предыстории станицы, и её собственно истории, которая начинается со времени прибытия первопроходцев на место будущей станицы. Такое время определяется двумя документально подтверждёнными датами: 9 декабря 1907 г. генерал-губернатор Новороссии де Ришелье подписал разрешение на перенос приграничных селений вглубь войсковой территории; весна 1808 г. – первые сообщения с берегов Понуры – места расположения Поповичевского куренного селения.

Ещё ряд мифов связан с православными храмами – их в станице было построено три. Первый – Богоявленская церковь – построен к 1799 г., из деревьев, спиленных в Красном лесу, вблизи которого располагалось Поповичевское куренное селение с 1794 г. При переселении куреня в 1808 г. на новое место церковь разобрали, обозами перевезли в новое, основанное на Понуре селение, там установили к лету 1809 г.

В одних мифах церковь якобы изначально была построена в новом селении к 1809 г. и сохраняется до сих пор. В других – перевезена из первого селения во второе на баржах, которые в те годы вовсе не строились, а река Понура не сообщается с другими реками и никогда не была судоходной. В ещё более нелепых мифах её будто бы перевезли то ли из Запорожья, то ли с Черниговщины [4].

Мифов в отношении ныне действующей Богоявленской церкви тоже немало. Первый из них касается её названия. В современных СМИ она вдруг стала Свято-Богоявленской [3, 4]. В архивных же и церковных документах церковь именуется только Богоявленской – относящейся к празднику явления Бога на земле человеку – Богоявления, Крещения Господня (В.И. Даль). Появившаяся в последние годы приставка – «Свято» не только противоправна, но и бессмысленна. Святой, по Далю, – духовно и нравственно непорочный, чистый, относящийся к Божеству. Богоявленская церковь таковая и есть – это и без слова-приставки ясно.

Другой миф касается времени постройки этой второй Богоявленской церкви: называются годы и 1799, и 1809, и 1855, и даже 1900-й! Она якобы была построена на месте предварительно снесённой старой церкви [4]. Однако такого не могло быть – потому, что станичное правление не могло оставить население без храма на многие годы, да в этом и не было необходимости.

Архивные документы свидетельствуют: строительство второй церкви – тоже деревянной, с колокольней, но на кирпичном фундаменте и во имя того же праздника – Богоявления Господня – было начато в 1833 г. [5]. Вместе с правым – Матвеевским приделом – она была построена к 1838 г., и в ней начались богослужения. С той поры и старая, и новая церкви были действующими, стояли рядом, имели общую деревянную ограду и сторожку [6]. После пристройки в 1855 г. левого придела во имя святого великомученика Пантелеимона новая церковь была освящена в 1856 г. и в таком виде действует поныне. Старую церковь снесли около 1875 г. По уточнённым данным, она стояла севернее новой, ныне действующей церкви, и место, которое занимала, остаётся неприкосновенным до сих пор: суеверия, замешанные на религиозных традициях, не исчезают из памяти народной. С той поры церковная площадь сохраняет квадратную форму – с размерами сторон, равными прилегающим к ней кварталам: около 150 метров. Лишь в последние годы на южной (но не северной) стороне площади появились новые строения и коммуникации. К сожалению, они, как и разросшийся вокруг церкви сад с оградой, скрадывают и портят великолепный церковный ансамбль.

В начале XX в. церковь стала тесной: возросло население станицы. Поэтому около 1908 г. (вековой юбилей станицы) приступили к строительству нового, третьего по счёту храма – его нарекли Покровским. Место для него выбрали в самом центре разросшейся к тому времени станицы – территория нынешнего парка. На его сооружение ушло более 8 лет. То был трёхпрестольный белокаменный красавец – образец русской классической храмовой архитектуры и православной церковной традиции. Автора проекта, точные даты начала и окончания строительства найти пока не удалось.

Косвенные свидетельства указывают: Покровский храм был освящён осенью 1916 г. [7]. Так, он не упоминается в книге Краснодарской епархии, где перечислены все действовавшие до 1916 г. кубанские храмы [8]. Первые метрические книги этого храма датированы 1916 г. – они в станичном архиве. И, наконец, сохранилась фотография, запечатлевшая не только станичников, провожавших казаков на войну осенью 1916 г., но и весь белокаменный храм, сохранив его облик потомкам. В 1935 г. он был разрушен…

Покровский храм был не только лучшим в станице архитектурным творением, созданным на народные средства, но и очагом высокой духовности. Жители с детства усваивали в нём высокие моральные устои православной веры, созерцали живописные творения и убранство храма, слушали песнопения. Люди, принимавшие решение о сносе храма, отняли у станичного населения самое дорогое, что у него было. Возражать вандалам было некому: большинство коренных жителей к тому времени были репрессированы, сосланы «в холодные края», выморены голодом в 1933 г.

Мифы в отношении храма касаются времени начала его строительства и освящения, а также способов разрушения. Появление мифов обусловлено всё той же причиной – отсутствием достоверной информации.

Есть и множество других вымыслов, заполняющих информационный вакуум в станичной истории. Зоной особой закрытости по-прежнему остаются 20–30-е годы ушедшего столетия. Вершители народных судеб той поры неплохо позаботились о сокрытии следов своего правления. В архивах – краевом, станичном – практически не сохранились документы, отражающие процессы борьбы за власть, разорения крестьянских хозяйств, создания колхозов, истребления казачества. Составлялись списки раскулаченных, сосланных, репрессированных, умерших от голода, первых колхозников, сотрудников управленческого аппарата… Где они? Дореволюционные документы уцелели почти полностью. Это наводит на мысль, что накануне фашистской оккупации в станице сожгли только документы, порождённые новой властью.

Информационные пустоты заполняют мифы и легенды, которые не только подрывают доверие к СМИ, исторической науке, но и оскорбляют память предыдущих поколений. По своей нравственной значимости они сопоставимы со сносом Покровского храма. Тогда у жителей станицы отняли веру в Бога, ныне отнимают историческое прошлое.

Однако библейское – «всё тайное станет явным» – со временем развеет мифы, и новые поколения станичников забудут о них. Прекратится раздвоение их мировоззрения. История – точная наука, и долго писать её по заказу вряд ли удастся.


Источники


1. Яворницкий Д.И. История запорожских казаков: в 3-х томах / Пер. с украинского. – Киев, Наукова думка, 1990.
2. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2-х томах. – Екатеринодар, 1913.
3. http//kalininskaya.ucoz.ru/yndex/0-9: Официальный сайт Калининского района, 2007.
4. Свято-Богоявленский храм // «Калининец». – 2006. – 20 мая. – С. 2.
5. ГАКК, ф. 318, о. 1, д. 512. Две Богоявленские церкви, 1858. – Л. 98–99.
6. Справочная книга для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии. – Ставрополь, 1901. – 223 с.
7. Онищенко В.Я. Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар: ИМСИТ, 2007. – 132 с.
8. Православная церковь на Кубани (конец XVIII – начало XX в.): Сборник документов. – Краснодар, 2001. – 528 с.



Конференция «Ф.А.Щербина, казачество и народы Северного Кавказа в исторической ретроспективе», 2007 год, декабрь, г. Краснодар

Категория: Новости ст. Калининской | Просмотров: 3088 | Добавил: kalininskaya | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 13
avatar
13 cetcen1 • 15:31, 15-Авг-2012
Да бросьте вы! Разумеется, я всего лишь моська, поэтому мной использовались мнения и факты, установленные авторитетнейшими людьми, которые мне осталось всего лишь обобщить и сделать кое-какие выводы. Вы хотите оспорить факты? Может вам есть, что возразить историку, философу, культурологу и социологу Т. Тойнби. Или вы хотите поспорить С. А. Нефёдовым - доктором исторических и кандидатом физико-математических наук или политологом, кандидатом физико-математических наук С. Кургиняном. Наверное, вы не можете согласиться с Ю. Н. Жуковым - доктором исторических наук, главным научным сотрудником Института российской истории РАН. Пожалуйста, аппонируйте, только тут вопросы не ко мне, а к этим господам. Если вы не согласны с выводами – приводите свои аргументы. Но вы поспешили примитивно перевести диалог в плоскость оскорблений. Жаль.
avatar
12 Бакалавр • 15:51, 21-Июн-2012
Моська тоже лаяла на Слона, но при этом за кликуху, типа cetcen1, не пряталась
avatar
11 cetcen1 • 22:57, 24-Май-2012
Взялись во всем подражать западу, Америке. Только невозможно представить, чтобы американцы заставили себя каяться за дела предков или тем более позволить критиковать себя другим. А уж там немало кровавых страниц: геноцид индейцев (население двух континентов практически стерто с лица земли), несколько столетий использования рабского труда. Причем в начале в качестве рабов использовалось обездоленное население Европы т.е. белые: нищие, бездомные, специально воровали и вывозили в Америку детей. Чернокожие рабы появились позже, их называли черным деревом. При этом показательно, что американцы, используя рабский труд, тут же не стеснялись критиковать крепостное право в России, обвиняя ее в варварстве и отсталости. Кстати притеснение чернокожих в правах было прекращено не 300 и не 150 лет назад, а лет 50 – 60. Речь даже не идет о том, что негр не мог получить престижную работы. Вспомним бойкот 1955 г под названием «Ходьба во имя свободы», который длился 381 день, когда чернокожее население перестало пользоваться общественным транспортом после того как чернокожая швея была задержана и затем оштрафована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру, как от нее требовалось по местному закону. Чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми. В 1957 г по решению федерального суда девять чернокожих детей были отобраны для зачисления в Центральную среднюю школу Литл-Рока, но местная полиция по решению губернатора штата не пустила их на занятия. Тогда президент задействовал солдат для исполнения судебного решения. Солдаты сопровождали «девятку из Литл-Рока» на занятия в школу. В школе дети были встречены оскорблявшей их разъяренной толпой. Новый этап борьбы за гражданские права начался в 1960 г., когда четверо чернокожих студентов сели на места для белых в закусочной в одном из универмагов. Борцом за права чернокожих и всех обездоленных был Лютер Кинг, которого убили в 1968 г.
В 30 годы в США случился голод в условиях перепроизводства продуктов С\Х, после которого не досчитались 8000000 человек. Продукты уничтожались, а люди гибли от голода. И все ради будущих прибылей, чтобы цены не падали. Это красочно описано в романе Стейнбека «Гроздья гнева».
В 1942 г 120 тысяч японцев, из которых 62% имели американское гражданство были интернированы в лагеря, ссылались даже те у кого была хотя бы 1|16 «японской крови». Официальной причиной послужило нападение на Перл-Харбол, хотя имеется достаточно оснований предполагать, что японцы были спровоцированы самими американцами сознательно (об этом подробно говориться в фильме «Сопоставление»). Через 40 лет американское правительство признало свои действия незаконными, извинилось и, даже частично возместили ущерб пострадавшим.
А Хиросима и Нагасаки? Десятки тысяч мгновенно сгоревших и еще десятки тысяч умиравших долго и в мучениях мирных, ни в чем неповинных людей. Вспомним Садако Сасаки и 1000 бумажных журавликов.
В каждой европейской стране есть черные страницы истории. Но не смотря на это они не называют своих отцов и дедов антропологической катастрофой, как это сделал академик Пивоваров, не кричат на каждом углу, что система допустившая такую несправедливость порочна и не имеет право существовать и невозможно представить, чтобы американец заявил, что за последние 100 лет его стране почти нечем гордиться, как это сделал господин Караганов в присутствии президента Медведева .
Они знают: выстреливший в прошлое из пистолета, получит пушечный выстрел из будущего, а мы это никак не поймем .
avatar
10 cetcen1 • 22:56, 24-Май-2012
Непонятно, какой мотив предполагает автор у тех, кто уничтожал советские архивы перед оккупацией. Неужели они могли подумать, что придут фашисты, почитают архивы о злодеяниях одних русских против других и захотят наказать обидчиков. Вообще-то , согласно нацисткой идеологии все славяне - недочеловеки, поэтому фашисты беззаботно шили тапки из шкур советских людей, как из звериных и слабо верится, что они стали разбираться в таких вопросах.
Неясно, если «в архивах практически не сохранились документы, отражающие процессы борьбы за власть, разорения крестьянских хозяйств, создания колхозов, истребления казачества», то на каком основании обо всем этом делаются выводы. Оказывается, нет списков раскулаченных, сосланных, репрессированных, умерших от голода, но на каком тогда основании утверждается о миллионах пострадавших от советской власти. Это наводит на мысль, что просто кому –то очень хочется, чтобы это было так.
Не хочется выступать обличителем царской России или обелителем советскости. Автор пишет, что в годы советской власти связь поколений была разорвана. Такие процессы недопустимы. Разрыв связи поколений – связи времен может быть смертельно опасен для народа, страны. Есть много художественных образов, которые часто приводит С.Е. Кургинян в своих лекциях. Например Гамлет, который говорит о порванной цепи времен и необходимости ее соединить или Мандельштам:
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
Только вот статья Онищенко (и подобные ей) создала ощущение, что автор как раз делает то , в чем упрекает советскую власть – рвет связь поколений, плюет в свое прошлое. Мы обязаны не только знать свою историю (у того кто не знает своего прошлого, нет будущего) и защищать ее, но и относится к ней с уважением, еще лучше с любовью или хотя бы с пониманием.
avatar
9 cetcen1 • 22:53, 24-Май-2012
Очень неубедительно противники возвращения «исторического имени» опорочивают это самое историческое имя: «станица носила имя даже не священника, а уничижительное прозвище его сына, поповича». Получается, священник должен быть лучше своего сына уже потому, что он священник, в честь него станицу можно назвать, а в честь сына – нет. Почему прозвище «попович» «уничижителное»? Может этот попович был по меркам своего времени достойнейшим человеком. Или я чего-то недопонимаю?
По-моему, Поповическая звучит ни чуть не более благозвучно, чем Поповичевская ,хотя это мое субъективное мнение.
Яворницкий, Щербина действительно авторитетнейшие историки. Но опираться на Гоголя в этих вопросах не стоит - основная критика повести «Тарас Бульба» касалась как раз ее неисторичности.
Я тоже отношусь к противникам возвращения «исторического имени» потому что:
1 это дорого. Я как налогоплательщик предпочту, чтоб у нас построили еще один детский сад, хотя бы маленький.
2 Калинин М.И. действительно был выдающийся коммунист. «Оскандаливание участием в репрессиях» - отдельная серьезная тема. Но даже, если предположить, что это так, не может быть уверенности, что у того Поповича, в честь которого назвали курень, руки не были по локоть в крови. То было суровое время, казаки - отважные, безжалостные войны, убийство женщин, детей, разграбление имущество врага было обычным делом, нормой того времени.
Сейчас многочисленные народности, входившие и входящие в состав нашей страны, очень любят завывать о притеснении по отношению к ним. Например нагайцы вспоминают трагическую судьбу своего народа и обвиняют казаков в геноциде. Казаки уже покаялись в геноциде нагайцев, адыгов, поляков? Хотя, наверное, это не такой страшный геноцид, чтобы в нем каяться. Ведь проклятые коммунисты раскулачивали, расказачивали – т.е. зверствовали по отношению к своему же народу. Но, кажется, никто не станет оспаривать факт, что казаки участвовали в подавлении многочисленных крестьянских бунтов, выступлений рабочих. Наверное, правильно кто-то предположил, что это только Советская власть уничтожала «генофонд» крестьянства, казачества и духовенства, а царская власть и белогвардейцы проводили выбраковку крестьянства, рабочих и красного казачества, как делают заводчики собак, уничтожая щенков, не вписывающихся в стандарт, чтобы сохранить и не испортить генофонд породы.

3 Что Поповическая, что Поповичевская действительно очень неблагозвучно звучит.
Это мое субъективное мнение. Уважаю и историков, и чиновников, но, думаю, вопросы переименования должны решать жители (включая и историков, и чиновников, но только тех, которые живут в населенном пункте на пмж) на референдуме. Смирюсь с любым их выбором.

Л.Н. Литвинов в своей книге «Станица Поповичевская» пишет, что «во время турецкого присутствия в Приазовье Понура была судоходной» . Утверждать не решусь, но по-моему, в книге «Древнее золото Кубани» проф. Н.В.Анфимова тоже встречались такие сведения.
avatar
8 cetcen1 • 22:51, 24-Май-2012
Или может глодомор в развитой стране, не испытавшей особых катаклизмов, потрясений считается вполне нормальным явлением? Но вот голод в стране, которая перенесла две тяжелейшие войны (Первая мировая и гражданская), и еле вылезала из ямы, причем вылезала сама, без помощи "друзей» - это преступление, за которое теперь должно каяться не одно поколение. На деньги от экспорта зерна в сталинское время была проведена индустриализа́ция — превращение из аграрной страны в ведущую индустриальную державу, без которой победа над фашизмом стала бы невозможной. И те «шалости» за которые в царской и современной России разве что пожурили бы (казнокрадство, коррупция, нерациональное использование средств) Сталин жесточайше наказывал, потому что понимал, каким тяжелейшим трудом народа добыты эти деньги, ценой каких жертв. На эти деньги не живую сирень и живые розы с юга Франции везли для балов, как это было принято в царские времена.
Нельзя отрицать, что гибли невинные люди. Еще печальнее, что эти жертвы оказались напрасными – мы отказались от высот достигнутых такой большой ценой в 91 г и добровольно сели в болото, потащив туда же своих детей.
Вот мнение какого-то форумчанина по этому поводу: «Голодомор (я не о голоде, а именно о термине) - это бамба идеологии. Это один из зарядов, заложенных под СССР. Как признал Игорь Панарин в своей книге "Первая мировая информационная война. Развал СССР" - мы эту войну проиграли. А раз проиграли, то нас еще долго по фейсу будут хлестать этим термином, да и не только этим. Для себя лично не ставлю задачей переубеждение кого-то. Каждый должен нести свой чемодан и отвечать должен сам за свои поступки. Хочется верить, верь! Только потом за веру и отвечать надо. Как? Уровнем жизни детей и внуков. По вере Вашей да будет Вам.»
Много людей довольны тем, что у нас есть памятник В.И. Ленину, М.И. Калинину. Мы тут живем, работаем, платим налоги и, хотелось бы думать, имеем право на свое мнение.
avatar
7 cetcen1 • 22:49, 24-Май-2012
В очень интересной книге «О причинах русской революции» , которая оформлена в виде дискуссии между несколькими участниками. А.С. Нефедов на основании данных Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел Российской империи, Министерства земледелия и земств делает вывод о том , что на протяжении нескольких десятков дореволюционных лет «потребление крестьян даже в лучшие для России времена поддерживалось лишь на уровне минимальной нормы. Однако при этом … половина населения получала пищи меньше нормы, и были периоды (1906-1910), когда среднее потребление опускалось ниже нормы и тогда не доедало более половины населения». Даже его апонент С.А.Нефедов признает, что, как минимум, 30% крестьян не доедало (известно, что для возникновения социального взрыва достаточно 10% недовольных от общего числа жителей страны). На фоне этих голодовок удивительным кажется экспорт хлеба. Миронов связывает вывоз хлеба с его избытком внутри страны. Нефедов же пишет: «тут все дело в «соответствующей цене»: в условиях свободной торговли цена была мировая, то есть (с учетом транспортных издержек) та же, что и в Лондоне. А вот расходы на раб силу были российские – ситуация, нам хорошо знакомая. Вот и уходил хлеб за границу в полном соответствии с законами мирового рынка (как сейчас уходят нефть и газ – при том, что целые города отключены от тепла за неплатежи).» «Но может быть Россия получала от хлебного экспорта какие-то другие преимущества? Возьмем для примера данные за 1907 год. В этом году было вывезено хлеба на 431 млн. руб; взамен были ввезены высококачественные потребительские товары для высших классов на 180 млн руб, и примерно 140 млн руб составили расходы русских за границей – дело в том что часть русской аристократии постоянно жила за границей. Для сравнения в том же году было ввезено машин и промышленного оборудования на 40 млн руб, сельхоз техники – на 18 млн руб».
Разумеется, такое положение вызывало массовое недовольство населения. По данным 4 Государственной Думы, с 1901 по 1914 гг. царские войска более 6000 раз открывали огонь, в том числе и артиллерийский, по митингам и демонстрациям рабочих, а также по сходам и шествиям крестьян. И это по МИРНЫМ митингам, шествиям, сходам, в которых участвовали женщины, дети. На такие мероприятия выходили как на праздник целыми семьями в нарядных одеждах. Люди верили, что царь –батюшка просто не знает о их страданиях, а как узнает сразу исправит все, шли сообщить ему с поклоном обо всем, что наболело. Очень не модно сейчас вспоминать события ленского расстрела в апреле 1912 г (как раз годовщина) . Тогда 2,5 тыс рабочих золотых приисков составили петицию, где были сформулированы простые и законные требования и отправились к «главному офису кампании» в которой трудились. В ответ по мирной безоружной колонне был открыт огонь. После этого меньшевики признали, что события на Ленских приисках показали утопичность их идеи о петиционной кампании. Прежде они утверждали, что рабочим не надо бастовать . Якобы, для того чтобы добиться своих требований , достаточно подавать петиции властям. С жесткими протестами против действий царского правительства выступили большевики. Несмотря на это министр внутренних дел Макаров А, выступая в Гос Думе, заявил о расстреле рабочих: «Так было и так будет!» По данным историка Ю. Жукова, которые он приводит в статье «Обстоятельства невозврата» число жертв подобного рода "стрельб" превысило за первые 17 лет ХХ в 100 000 тыс человек. В 1907-1910 гг. в каторжных централах погибло свыше 40 тыс. Хотя, что мужичье жалеть, это ж даже не казаки.
avatar
6 cetcen1 • 22:47, 24-Май-2012
Наверное, можно попробовать довериться Л.Н.Толстому, который в 1891 году на основе впечатлений от поездки по ряду пострадавших губерний и работы в комитетах по помощи голодающим написал небольшую статью « О голоде». В ней он приходит к выводу что, в России уже лет 20 существует хроническое недоедание, ведущее к ослаблению организма, болезням и сокращению продолжительности жизни. В этих условиях уже простой недород может привести к катастрофическим последствиям.
О Царе-голоде Некрасов писал в1864 г:
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом,
Стоит за плечами
Каменотесов, ткачей.

А вот кусочек пьесы Леонида Андреева (1908 г) «Царь-голод» (очень рекомендую).

Время. Вот ты смеешься, и я опять не верю тебе. Теперь ты один – скажи мне правду, Царь Голод. Ты великий предатель, ты лжец передо всеми, ты вовлекаешь людей в безумные поступки и потом смеешься над ними. Но сейчас?..
Царь Голод (произносит торжественно и твердо) . Клянусь.
Время. Ты дашь голодным победу?
Царь Голод. Клянусь.
Время. И мне ты дашь покой?
Царь Голод. Клянусь.
Время (вздыхает) . Я верю тебе. И я ударю в колокол, когда ты этого захочешь.
Царь Голод. Это будет скоро. Я устал.
Время. И я устал.
Утомленно кладет большую, лохматую голову на каменную балюстраду.
Растущее дерево окрашивает красным его седые волосы и длинную худую руку, лежащую на перилах.

Царь Голод (так же утомленно садится у ног и кладет голову на его колени. И говорит). Опять у них горит что то. Но я устал. Я не пойду туда сегодня. Я побуду с тобою. У тебя так тихо.
Время. У меня страшно.
Царь Голод. Там еще страшнее. Я был везде, и страшнее всего у человека....
.....

Жалобы работающих
– Мы голодны.
– Мы голодны.
– Мы голодны.

Трижды отрывисто ударяет большой молот.
– Мы задавлены машинами.

– Мы задыхаемся под их тяжестью.
– Железо давит.
– Гнет чугун.
– О, какая безумная тяжесть! Точно гора надо мною!
– Надо мной вся земля.
– О, какая безумная тяжесть!

Удар молота.

– Меня плющит железный молот. Он выдавливает кровь из моих жил – он ломает кости – он делает меня плоским, как кровельное железо.
– Между валами протягивают мое тело, и оно становится узкое, как проволока. Где мое тело? Где моя кровь? Где моя душа?
– Меня кружит колесо.
– День и ночь визжит пила, разрезая сталь. День и ночь в моих ушах визжит пила, разрезая сталь. Все сны, что я вижу, все слова и песни, что я слышу, – это визг пилы, разрезающей сталь. Что такое земля? Это визг пилы.
Что такое небо? Это визг пилы, разрезающей сталь. День и ночь.
– День и ночь.
– День и ночь.
Удар молота. Трижды.
– Мы задавлены машинами.
...

– Мы работаем для других!
– Всё для других!
– Мы льем пушки.
– Мы куем звонкое железо.
– Мы приготовляем порох.
– Создаем заводы.
– Города.
– Всё для других.
– Братья! Мы куем собственные цепи!

Чистый, живой, резкий, негодующий стук маленьких живых молотков. И в такт ударам негодующие голоса.

– Каждый удар – новое звено.
– Каждый удар – новая заклепка.
– Бей по железу.
– Куй собственные цепи.
– Братья, братья, мы куем собственные цепи.

Глухой удар большого молота обрывает этот бурный и живой поток, и дальше он течет ровно и устало.

– Кто освободит нас от власти машин?
– Покажет небо? Покажет солнце?
– Царь Голод!
– Царь Голод!
В пьесе речь идет, о том, как Царь голод призывает людей к бунту.
Кстати, пьеса была запрещена царской цензурой. Да, да, цензуру придумал не Сталин!
avatar
5 cetcen1 • 22:44, 24-Май-2012
Перестройку действительно большинство «восприняло с энтузиазмом», только теперь волосы рвут, да локти кусают, оплакивают преданную родину, идеалы своих отцов и дедов, которые променяли на колбасу и туалетную бумагу - предметы вожделения диссидента. Приходили в восторг, что их назвали «господами», вместо немодного, опостылевшего «товарищ» позабыв, что если есть господа, то должны быть и рабы.
. У моих родных почему-то не с голодом 1933 г связаны самые «сильные впечатления». Картофельные отчистки, трава и при царе были нередкой едой, так что сильных впечатлений голод 1933 не оставил, а война неизгладимый шрам оставила.
Хочется отметить такой факт – голод в начале пребывания Сталина на посту секретаря ЦК СССР был последним в череде глодоморов, случавшихся в России регулярно. В интернете много информации на этот счет: «40 из 60 предреволюционных лет были голодными»; «всероссийский голод 1891 года охватил более 40 миллионов людей, из них умерло — по официальным данным — более 2-х млн. православных взрослых. «Инородцев», старообрядцев и тп в те годы вообще еще не охватывали статистикой, дети тоже не учитывались»; «в 1900-1903гг умерли 3 млн. взрослых; 1911 - умерло еще 2 млн. взрослых...
Регулярно (почти каждый год) приключались еще и местные, краевые «голода», в той или иной губернии, от которых умирали еще другие миллионы взрослых.» « Голод в Поволжье случался каждые два-три года».
Главное управление государственного здравоохранения Рос империи 1916 г на ежегодной сессии представило доклад, в котором среди прочего говорилось, что из 6 – 7 млн ежегоднорожденных детей до 43% не доживают до 5 лет. 31% в той или иной степени обнаруживают следы питательной недостаточности: рахит, цинга, пеллагра. С 1908 по 1916 гг от неестественных причин (эпидемии, голод) погибло около 20 млн православных душ.
Но интернету не следует доверять, там часто забывают давать ссылку на источник.
avatar
4 cetcen1 • 22:39, 24-Май-2012
А чем плоха автору коммунистическая идеология, в основе которой социальная справедливость, свобода, равенство, братство. Что именно не нравится: справедливость или свобода? а может равенство не нравится? Или братство?
Все чаще в прессе появляются статьи авторов, которым это ненавистно, от которых веет даже не социальным высокомерием, а социальным фашизмом. Минкин писал о том, что все люди делятся на мух и пчел. Мух всегда больше. Мухи омерзительны, они растут в дерьме и этим же кормят своих мушат и так и наровят затащить в это дерьмо пчел. Латынина говорила, что люди делятся на благородных дельфинов и анчоусов, дельфинам не должно быть зазорным использовать анчоусов в своих интересах, ведь анчоус для того и нужен. Другой господин, анализируя победу ненавистного Путина, пришел к выводу, что в этом виноваты дармоеды - пенсионеры, которые висят на шее общества, не производя никакого продукта, их голоса легко покупаются прибавкой к пенсии. По его мнению, получение пенсии, должно автоматически лишать человека права голоса на выборах. Степнов пошел еще дальше: к пенсионерам прибавились учителя, врачи, военные и работники ВПК. По словам этого господина, «они утверждают, что много и тяжело работают, но их признак - производство неконкурентоспособной продукции». За Болотную они не идут, потому что, им присуща безответственность и отсутствие стремления к труду. Автор признает, что таких людей около половины населения страны, но это не мешает ему аккуратно намекать, что демократия восторжествует в России только если ограничить их в избирательных правах. Противопоставляет им Степнов бизнес, интеллигенцию!!! (т.е. врачи, учителя теперь к интеллигенции не относятся) и пресловутый средний класс. Все чаще население страны откровенно называется быдлом, люмпеном. Мой голос был не за Пукина, мне он тоже ненавистен, но также нельзя …
Наверное, поэтому все больше именно молодых людей поворачиваются к левым идеям. Наши родители, детство и юность которых прошла в советской стране, о классовой вражде знали только понаслышке от бабушек и дедушек. А мое поколение все больше ощущает ее на своей шкуре. Поэтому мы можем понять, что чувствовали наши прадеды и прапрадеды.
avatar
3 cetcen1 • 22:36, 24-Май-2012
За последнее время в науке сделаны удивительные открытия, технический прогресс достиг невероятных высот, а человек качественно остается на прежнем уровне или даже деградирует. Вспомним А.Тойнби : мораль статична, а техника динамична, разрыв между техническим развитием и нравственным развитием человечества постоянно увеличивается. Такое положение называют ножницами. Возникает ситуация, когда, в скором времени, в магазине можно будет купить детали для атомной бомбы, а поскольку морально-этический уровень человечества не только не растет, а ползет вниз, найдутся те, которые эту бомбу соберут и взорвут. Это конечно утрированный пример, но очень наглядный. Свои идеалы, систему ценностей человеку может предложить религия, которая сыграла очень важную, ключевую роль в развитии общества (некоторые связывают факт развития коммунизма именно в нашей стране с ее православной историей, ведь тяжело спорить с тем, что коммунизм и православие имеют одинаковый ценностный базис). Но самые распространенные из них (христианство, ислам) не ставят своей целью поднять человека на новый уровень, они говорят, что это может произойти только после смерти в раю. А современные достижения науки уже не укладываются в прежнюю картину мира, не говоря о той, которую нам предлагает церковь. Таким образом, если поворачиваемся к религии, мы должны отказаться от науки, прогресса - общество архаизируется, но взамен притормозится моральное падение человека. Правда, возникнет проблема, как остановить прогресс – многие считают, что это невозможно вовсе, некоторые станут сопротивляться. Тут нам поможет старая добрая инквизиция. Церковь не стеснялась применять репрессии в былые времена, вот и сейчас протоирей В. Чаплин заявил, что "нравственное дело, достойное поведения христианина", – это "уничтожить как можно больше большевиков». Тут может закрасться вопрос, почему церкви репрессировать можно и даже нужно, а Сталину нельзя. Ответ прост: Сталин говорил о свободе и равенстве, а церковь говорит, что это недопустимо. Вот и Чаплин говорит в интервью: «Я вам сейчас еще более страшную вещь скажу, которую вы, наверное, никогда не слышали. Но услышать придется. В церкви равенства нет. Равенство – это лозунг, придуманный обезбоженным обществом. В Царствии Божьем равенства не будет. Там люди будут находиться в разном достоинстве… Равенство на самом деле в церкви совершенно исключается».
Но как продолжить прогресс и сделать так, чтобы он не уничтожил человека. Для этого стоит не спешить оплевывать свое прошлое, а внимательно его изучить. Коммунизм ставил перед собой задачу – создать рай на земле, где не будет войн, голода, где у каждого будут равные возможности и так далее. Но создать его сможет только новый человек, человек – бог, который может все. В этом большевики преуспели – получился человек нового типа, еще не виданного в мировой истории - советский человек, его призирают, боятся, восхищаются им, но с уникальностью его никто не спорит. Вот как характеризует такой тип личности словарь «Научный коммунизм»: «социалистический тип личности характеризуют такие черты, как коммунистическая идейность, проявляющаяся в коллективизме, интернационализме, высокой социальной ответственности, творческое отношение к труду, стремление к самосовершенствованию, гуманизм в отношениях с другими людьми, высокая культура поведения, непримиримость к недостаткам. Разумеется, эти черты в сознании и поведении конкретных людей проявляются по-разному, с различной полнотой, так как конкретная личность есть единство типического и индивидуального». Все больше людей склоняются в той или иной степени к мысли, что идеи, которые могут спасти будущее не только России, но и всего мира надо искать в советском прошлом нашей страны.
avatar
2 cetcen1 • 22:33, 24-Май-2012
Непонятно получилось с мифами. В первом абзаце сказано, что мифы это плохо, а во втором Автор скорбит, о том, что предки не смогли передать потомкам мифы о жизни при царе: при советах «связь поколений была разорвана, а традиционный жизненный уклад разрушен» потому мифов о прелестях жизни при царе не возникло.
Никакие тяжёлые испытания не могут затмить историческое прошлое. Свое историческое прошлое забывают только те, кому оно не нужно. Так что не надо тешить тех, кто не помнит в каких войсках прошел войну их дед, а о прадеде и вовсе ничего не знает, даже отчества. В этом не советская власть виновата.
Моя прабабушка была бы рада «вытеснить из памяти» царя, генерал-губернаторов, но так и не смогла. До самой смерти помнила, что один человек другого может считать скотиной, потому что первый казак, а второй иногородний - «хамсел с Расеи». А скотине не положено земли, зато ее можно обложить налогами, повинностями, а не будет платить – имущество с молотка и по миру пустить. Какие права у скотины быть могут, да и зачем они ей.
В одной книге приводилась заметка из казацкого журнала с очень запоминающимся названием: «За поруганную честь». В ней говорилось, как казацкий офицер убил какого-то учителя за то, что тот обозвал его царским холуем. Офицер просидел несколько месяцев, после чего государь вернул ему все: чин, ордена, звание казака. Конечно, не все казаки такими были. Перед революцией в казацкой среде тоже было сильное расслоение. От былого равенства, которым так славилось казачество на своей заре, которое достойно и уважения и восхищения, не осталось и следа. Вначале прошлого века среди батраков все чаще встречались не только иногородние, но и казаки. Поэтому так много казаков стало на сторону советов во время гражданской войны (об этом сейчас очень немодно говорить). Ведь новая идеология очень перекликалась с их традицией – свобода, равенство, братство.
Главное не то, что на всех уровнях образования изучалась «история правящей партии, её идеология» и т.д., а то, что у каждого человека появилась возможность получить образование. У моей прабабушки такой возможности не было. В это время иногородним уже разрешили научиться читать, писать и считать, только это было не бесплатно. А у большинства на это не было не только средств, но и времени. Большинство детей иногородних были вынуждены работать с раннего детства. Моей прабабушке батрачить пришлось с 7 лет.
Что плохого, что изучалась идеология на всех уровнях. Или, может, идеология не нужна человеку? Может человеку для существования достаточно наличия интересов (статья в 90 гг большой резонанс имела «Идеалы или интересы» называлась), а идеалы висят ярмом на шее, только жить мешает, вздохнуть спокойно не дают. Да только вот оказалась, что без идеалов невозможно определить интересов. Точнее, отказавшись от осознанных идеалов, для выработки интересов приходится руководствоваться инстинктами. Такие интересы есть у любого животного (в том числе и человека) одни: сытно есть, тепло спать, растить здоровое, многочисленное потомство, иметь высокое социальное положение в стае, стаде, прайде, в обществе, у многих животных имеется чувство прекрасного, многим свойственен альтруизм. Ради достижения интересов животные способны на многое, даже лишиться жизни. Конечно, просто для существования и интересов достаточно, но чтобы развиваться, «двигать цивилизацию вперед» надо иметь идеалы, а они есть не у всех животных, скорей всего они могут быть только у человека. Без идеалов не может быть стратегического целепологания (куда развиваться), без которого нет стратегического проекта (как развиваться), нет энергии и идейной мотивации для его реализации. Без идеала нет ценностей, без которых, в свою очередь, не может быть норм и правил, регулятивности, нельзя отличить хорошее от плохого, потому что не определено, что хорошо, а что плохо.
avatar
1 Станичник • 10:01, 19-Май-2012
К 67 годовщине Победы список погибших, установленный на стеле к 65-й годовщине, тайно демонтирован, а на его месте чиновники разместили новый «свой» список, допустив в нём следующие искажения:
1.Записано с ошибками – 13 фамилий
2.Записаны по два раза – и неверно, и верно – 9 фамилий
3.Записано неправомерно:
а) не проживавшие в станице или не погибавшие на фронте лица - 16
б) станичные подростки, погибшие вне фронта, разбирая гранату - 3
в) не проживавшие в станице красноармейцы, похороненные в парке - 2
г) станичники, умершие дома, спустя годы после войны - 3
4. Из списка неправомерно исключено 14 воинов-станичников
Подробности здесь - http://kuban-stan.ucoz.ru/index/vandalizm_ot_chinovnikov/0-114
avatar
Авторизация
Меню
Кнопка

Добавь новость
Афоризмы.
Сделай свой Форум!
Категории
Федеральные новости [30]
Криминал, происшествия, стихия [24]
Общество [88]
Экономика [34]
Культура и образование [17]
Приколы [46]
Железо [20]
Разное [103]
Новости [68]
Видеоролики [16]
Flash [2]
Фотографии [9]
Остальной мир [14]
Интернет и технологии [25]
Реклама [6]
Мы наблюдаем мир [15]
Всё о нашей Вселенной.
Новости ст. Калининской [52]
Все новости станицы Калининской
Одноклассники
Расписание
Социальные сети
Гос. услуги
Поиск
Погода
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Добавь своё фото
Слайдшоу
Студия ЖиRaf
Время жизни сайта
Доска объявлений
Видео
Мини-чат
Наш опрос
Чего не хватает на сайте?
Всего ответов: 156
Статистика

kalininskaya.ucoz.ru Webutation

Рейтинг@Mail.ru

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Контакт